Интервью Новости История сайтов На главную Добавить в избранное Сделать стартовой
Контакты Разное
Каталог. Интервью с владельцами сайтов.
21.10.2008

glossary.ru: собираем определения всех-всех терминов под одной крышей

(просмотров: 519685)
Новости glossary.ru


Беседа с руководителем проекта glossary.ru Сергеем Cоловьевым состоялась 21 октября 2008 года.

Когда и при каких обстоятельствах появился проект glossary.ru? Какие события поспособствовали решению создать glossary.ru?

В начале 2000 года я искал очередной "главный проект". Предыдущие проекты закончились, остался опыт и некоторое количество жизненных сил.

Хотелось найти что-нибудь интересное и, желательно, денежное.

Два месяца мысли "крутились" вокруг компьютерных игр, но частные соображения никак не складывались в единое целое.

Идея собрать под одной крышей определения всех-всех терминов пришла в голову неожиданно. Откуда она взялась я по-настоящему не знаю до сих пор, просто одномоментно соединились какие-то зарубки из дальних закоулков памяти. В тот же день я запустил процесс регистрации домена www.glossary.ru.

Можете ли вы определить основные жизненные этапы сайта glossary.ru за прошедшее время с момента запуска проекта?

Строго говоря, никакой особенной этапности в истории проекта я не ощущаю.

Можно, правда, говорить о решении отдельных подзадач и об изменении собственных взглядов на проект. С этой точки зрения можно выделить три временных отрезка.

  • Первые шесть месяцев: решение организационных вопросов, разработка программного инструментария проекта и подготовка первого выпуска glossary.ru.

  • Первые шесть лет: развитие пользовательского интерфейса.

  • Последние два года: cмещение приоритетов в сторону окупаемости проекта.

Каким образом осуществлялось финансирование проекта?

На начальной стадии для финансирования проекта удалось привлечь одного частного инвестора и венчурный фонд "Грин грант". Предполагалось создать с ними отдельное юридическое лицо, но в начале 2003 года оба инвестора прекратили финансирование проекта. Полученные от них суммы уже тогда не поражали воображение, но позволили "расшить" самые узкие места в реализации проекта. Если когда-нибудь проект www.glossary.ru будет продан, то известную часть полученных денег я с благодарностью перечислю двум бывшим инвесторам.

Можете ли вы выделить чей-то персональный вклад в создание и развитие glossary.ru?

Веб-сервер и веб-дизайн наладили и разработали Роман Степанов и Степан Масленников. Заложенные ими решения актуальны до сих пор, а сами они успешно продвигаются по карьерным лестницам в солидных организациях.

Первыми научными редакторами стали кандидаты наук Наталья Васильевна Казеннова и Наталия Александровна Соловьева.

Эксперименты над научными редакторами показали, что систематизация терминологии - это нормальная научная деятельность способная приносить моральное удовлетворение. Кроме того, установлено, что один редактор в спокойной обстановке способен "выдавать на гора" 50 определений в день.

Сколько человек работают над поддержкой glossary.ru?

В иные периоды численность персонала доходила до 5 человек.

В среднем - 2,75 человека.

В идеале постоянно действующая научная редакция должна состоять из 9 человек.

Для кого работает glossary.ru? Можно ли говорить о портрете посетителя glossary.ru?

По нашим наблюдениям, 70% наших пользователей - "белые воротнички", а 30% - студенты и школьники.

Каким образом вы сейчас позиционируете сайт glossary.ru? Какие задачи он решает? Какие задачи должен решать glossary.ru в перспективе?

Полагаю, что в настоящее время наш сайт входит в набор интернет-инструментов человека думающего.

Хотелось бы надеяться, что сайт позволяет пользователю прояснить стоящую перед ним задачу и раскрыть ее контекст.

В перспективе сайт должен "обрасти" интеллектуальными сервисами поддержки творческой деятельности человека.

Есть ли какой-то зарубежный сайт, на который glossary.ru каким-то образом ориентируется?

Нет, такого сайта не было и нет. Более того, повторить www.glossary.ru тоже очень затруднительно. Для этого придется организовать научную редакцию, оснастить ее специальным программным инструментарием и добиться гарантированной производительности.

А сайт? Сайт - это всего-лишь витрина, в которой специальным образом размещены результаты работы научной редакции.

И все-таки без прототипов не обошлось. Очень быстро выяснилось, что для представления терминологических статей и семантических связей между ними отлично подходят форматы финансовых сообщений. Так в программном инструментарии научной редакции удалось использовать большие куски системы финансовых сообщений Мосбизнесбанка (1991-1998). Интересно, что и форматы данных, и инструментарий их обработки за время существования проекта практически не изменились; буквально сразу удалось выйти на вполне технологичные решения. Опыт, однако.

Можете ли вы на примере показать эффективность использования glossary.ru?

Примеров эффективности я не знаю, но мы часто получаем благодарности, что очень приятно.

Существуют ли в рунете интернет-проекты, аналогичные glossary.ru?

Прямых аналогов (в смысле внутреннего устройства) нет, но есть идейно близкие проекты:

1. ПиЭИ - http://www.bashedu.ru/konkurs/luchenko/
2. Multitran - http://www.multitran.ru
3. Nigma - http://www.nigma.ru
4. Визуальный словарь - http://www.vslovar.ru

Существует ли к glossary.ru интерес со стороны других структур и организаций? С кем бы вам хотелось наладить сотрудничество?

Потребительский интерес к нашему сайту ощущается постоянно.

Установить же научное сотрудничество с коллегами еще предстоит. У нас в стране терминологией серьезно занимаются ВНИИ классификации, терминологии и информации, а также c кафедры терминоведения.

Каким образом glossary.ru набирает базу контента - терминов? Откуда берется материал?

Мы используем все источники терминологии, а также авторитетные учебники и экспертов.

Главная задача научного редактора состоит в установлении семантических связей между терминами. К сожалению, значительную часть времени приходится уделять обработке самих определений: сокращать/разбивать длинные определения, соединять короткие определения, приводить фразы к стандартным оборотам и пр.

Каким образом на glossary.ru модерируется база терминов?

Систематика терминологии устроена таким образом, что к каждому термину приходится возвращаться неоднократно и заново оценивать его определение. Таким образом гарантируется самопроверка определений. Часть ошибок "вылавливают" наши пользователи.

К каким темам (глоссариям) на glossary.ru чувствуется наибольший интерес со стороны посетителей?

Мы регулярно вычисляем рейтинги посещаемости разделов glossary.ru и рассчитываем так называемый Индекс общественных интересов.

Повышенным вниманием публики стабильно пользуются разделы "Физико-географические пояса" и "Международные организации". Понятно, что первый из них воплощает мечту об отпуске, а востребованность второго - большая загадка.

Сталкивается ли glossary.ru с проблемой воровства контента? Как вы с этим боретесь?

Мы спокойно относимся к заимствованию сотни-другой определений при наличии ссылки на glossary.ru. Был случай воровства 18-ти тысяч определений, но, похоже, Бог наказал воров без нашего вмешательства.

А на самом деле проблема очень непростая. Думаю, что ее приемлемое решение будет возможно после расслоения интернета на элитные и прочие (желтые) сайты. К элитным я причисляю объемные сайты с достоверной информацией. Прочие сайты по-прежнему будут выставлять ворованное, но по этой причине доступ в элиту им будет закрыт.

Каковы отзывы посетителей glossary.ru о проекте? Есть ли какие-то моменты, которые им не нравятся? Влияют ли посетители своими пожеланиями на развитие glossary.ru?

Отзывов не очень много, 1-2 в месяц.
Отрицательных отзывов почти нет.
Направления развития glossary.ru определяются исключительно самой терминологией. Вот только в условиях дефицита ресурсов направлений развития больше, чем возможностей их реализации.

Каким образом в настоящее время раскручивается и рекламируется glossary.ru?

Яндекс пригласил нас в свою энциклопедическую программу. Участие в этой программе дает нам 40% посетителей.

Какова в настоящее время посещаемость glossary.ru?

Ежедневно 25 тысяч человек просматривают 100 тысяч страниц.

Можно ли говорить, что glossary.ru - прибыльный проект?

Мы вышли было на уровень безубыточности, но тут sape.ru учинил перестройку. Получится ли у нас обмануть финансовый кризис и вернуться на нулевой уровень?

Можно ли узнать еще немного о ближайших планах glossary.ru?

Планируем увеличить количество статей в два раза.

Мечтаем полностью развернуть научную редакцию и наращивать терминологическую базу с постоянной скоростью.
Интервью с сайтами

Готовятся к публикации

Задайте свой вопрос!
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Конкурсы в рунете

Опрос
Новости какой рубрики вам наиболее интересны?